Региональный
навигационно-информационный центр

Красноярского края

+7 (391) 273-02-10

г. Красноярск, ул. Парашютная, 90

Казахстан готов нарастить объемы перевалки через Латвию

18 февраля 2014 г.

Официальный визит министра иностранных дел Республики Казахстан Ерлана Идрисова в Латвию обозначил благоприятные перспективы сотрудничества для Латвии, и дал пример сотрудничества, в котором нет ничего невозможного. Оценить хотя бы тот факт, что торговлю с Китаем Казахстан начинал с «ничтожного» объема в 100 млн долларов, а сейчас он достиг 25 миллиардов!

Так оценивает итоги встречи политиков двух стран журнал «Бизнес КЛАСС».

«Китай – наш древний сосед и мощный партнер. Сегодня это растущий гигант и один из ключевых игроков в глобальных делах. Мы рады росту Китая, его технологическому развитию и не видим в этом никаких рисков для себя. Даже наоборот! Рост предоставляет нам возможности, мы стараемся их не упустить. Эта политика приносит плоды: взаимная торговля сейчас превышает 25 миллиардов, хотя начинали мы со 100 миллионов в 1990-е годы», отметил министр иностранных дел Казахстана Е. Идрисов.

В отличие от Латвии, которая часто собственной тени опасается, а не только соседей, ведущая республика Средней Азии выступает за доброе соседство. Достаточно вспомнить, как в разгар санкций против Ирана официальные лица РК активно общались со своими персидскими коллегами, принимали их у себя и сами совершали дружественные визиты. Тогда это удивляло наблюдателей, а теперь проявился смысл такой политики: санкции сокращены или отменены, а у соседей готова новая железная дорога, связывающая Казахстан с Персидским заливом.

Как засвидетельствовал на встрече с латвийскими журналистами министр Е. Идрисов, казахстанское плечо (а это не 57 км от Скривери до Екабпилса, а 146 км по пустыне) готово полностью, иранское тоже, осталось закончить прокладку 80 км пути по территории Туркменистана. И тогда у Астаны появится выход к южному морю и рынкам Африки и Юго-Восточной Азии, иранскому порту Бендер-Аббас.

По поручению правительства РК на территории станции Болашак, расположенной вблизи государственной границы с Туркменистаном, планируется создать специальную экономическую зону (СЭЗ) «Каспий». Станция будет одной из субзон новой СЭЗ, вторая субзона – это будущий международный курорт Кендерли. Стальная магистраль Узень (Казахстан) – Кызылгая – Берекет – Этрек (Туркмения) – Горган (Иран) – хребет нового транспортного коридора, который свяжет страны Европы и Азии в третьем тысячелетии, будет способствовать развитию инфраструктуры Западного Казахстана и придаст новый импульс развитию экономики региона, где только на железной дороге будет создано свыше двух тысяч рабочих мест.

Пишущая латвийская братия аж приуныла, услышав о таких масштабных затеях. Заметив это, Ерлан Идрисов поспешил заверить:
«Иран – это для нас важный рынок, но и Европа – тоже важный. Мы будем присутствовать на обоих. Порт Бендер-Аббас будем использовать для выхода на южные рынки, порты Балтики – на западноевропейские. Кроме того, заканчиваем строительство терминала в Китае, в порту Ляньюньган».

И хотя этот порт связывает китайские железные дороги не только с портами Шанхай, Тяньцзинь, Циндао, с портом Пусан в Корее и портом Осака в Японии, благодаря проекту реконструкции автокоридора Западная Европа – Западный Китай Ляньюньган свяжется и с Санкт-Петербургом.

Тем не менее в первом послании в рамках утвержденной Казахстаном «Стратегии-2050» президент Нурсултан Назарбаев отметил необходимость создания собственных логистических центров на Балтике. Этот сигнал услышали все Балтийские страны. Но какая из них окажется более расторопной?

Мы видели, как привлекает заказы Таллинский порт, работающий в тесной связке с железной дорогой и под прикрытием отраслевого министра. Мы знаем агрессивность Клайпеды, готовой хоть бесплатно предоставить инфраструктуру своего порта на пять лет при условии заключения договора на 15.
Латвия медлит в конкретных действиях, что отметил и глава внешнеполитического ведомства РК: «Мы владеем Вентспилсским зерновым терминалом, однако объемы перевалки на нем нас не устраивают. А объясняется это неблагоприятной тарифной политикой – и на железной дороге, и в портах.
Казахстан активно будет развивать свои инфраструктурные возможности и присутствие в важных транспортных узлах. Мы интересуемся портами Балтийского моря и думаем о расширении присутствия в этом регионе, но это будет зависеть от коммерческих условий. Мы должны объединяться, чтобы найти оптимальную форму для сотрудничества».

Эти слова можно расценить как недвусмысленный призыв к властям Латвии – наконец-то повернуться лицом к проблемам транзитного бизнеса, который уже испытывает отток российских грузов в российские же порты. Чтобы завоевать симпатии Казахстана, у которого наряду с латвийской есть не одна и не две альтернативы, нужны конкретные решения и по тарифам, и по условиям сотрудничества. Одно из них также озвучил Ерлан Идрисов: либерализация визового режима.

«Нас интересует улучшение условий торговли с ЕС. Завершение вступления Казахстана в ВТО даст значительное улучшение условий для деловых и общественных связей с ЕС, и к этому нужно отнестись серьезно. Казахстан не представляет для Европы никаких рисков – ни террористических, ни социальных, поэтому Европа должна создать возможности для роста контактов на всех уровнях. Надеемся, что Латвия будет проактивна в реализации этих целей. Председательство Латвии в ЕС даст больше инструментов для сотрудничества. Однако вне зависимости от этого мы в Риге договорились о расширении торгово-экономического сотрудничества. Есть межправительственная комиссия, Казахстанско-латвийский деловой совет – это те инструменты, через которые мы работаем и будем работать дальше».

Источник: http://www.logistic.ru